Памятка для родителей
«Профилактика дисграфии»
Уважаемые родители, вашему вниманию предоставляется памятка, в которой вы сможете больше узнать о такой проблеме, как диграфия.
С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких детей рано или поздно направляют иногда к логопеду, чаще к психологу, что не совсем правильно.
Что такое дисграфия? Этот вопрос приходит самым первым в голову.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания.
Различают виды дисграфии:
Ø Артикуляторно-акустическая - ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для коррекции этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
Ø Акустическая - ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к; свистящие-шипящие: с-ш, з-ж; не различают мягкость отдельных звуков).
Ø Оптическая - ребенок с затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, пишет зеркально в обратную сторону).
Ø Аграмматическая - выявляется после 1-2 класса, ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное.
Профилактика дисграфии
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессом письма. Кто способен научить ребенка писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - учителя-дефектолога. Занятия проводятся по определенной системе. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.
Чем могут помочь родители в устранении дисграфии у детей?
Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:
Ø Перед началом работы необходимо проверить, правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
Ø Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Ø Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
Ø Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Ø На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
Ø Не старайтесь исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
Игры для профилактики дисграфии:
Ø Игры – раскраски: раскраски с кодированием цвета (цифрами или символами); раскрашивание по образцу; раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон); раскраски с дорисовыванием половинки рисунка; штриховки – дорисовки; соедини точки (по цифрам, по символам и т. д.) и т. п.
Ø Игры с буквами: нахождение букв среди ряда других (найдите и зачеркните все буквы А), сравнение букв написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, различные стили); написание контурных изображения букв; дописывание элементов до полной образа буквы; выделение букв, наложенных друг на друга; узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись; реконструирование букв путем добавления (уменьшения) количества элементов.
Ø Игра с пластилином: слепите с ребенком буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква.
Ø Игра со счетными палочками или мозайкой: дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.
Ø Ниткография: с помощью толстой нитки или веревочки изобразить букву на кусочке фланели.
Ø Буквы из проволоки: научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке.
Ø Занятия на прогулке: на прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.
Ø
Игры
с красками
и водой:
предложите ребенку
поиграть в художника и кистью (цветными мелками) нарисовать большие
яркие
буквы.
Образец письма ребенка с дисграфией
Памятку подготовила
учитель-дефектолог государственного учреждения образования "Средняя школа №32 г.Могилева" Минина А.А.