ЗАСЕДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ТЕМА
«Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство как один из решающих факторов обеспечения качества образования».


ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: творческий диалог
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 31 марта
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: актуализация развития профессиональной компетентности учителя, внедрение современных педагогических идей в практическую деятельность.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ: познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности, разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов. Поощрить инициативу творческих педагогов, их активность, самостоятельность.

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Будьте сами исследователями.
Если не будет огонька у вас,
вам никогда не зажечь его в других.
В. А. Сухомлинский

1.  Вступительное слово.

Сообщение темы, целей и задач педагогического совета.
Будьте активными.
Умейте слушать.
Говорите кратко и по теме.
Предлагайте идеи.
Уважайте собеседника.
Сотрудничайте. – наш девиз сегодня.

2. Творческий диалог. - «Понятие педагогической компетентности; виды и признаки профессиональной педагогической компетентности»

Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к школе, что влечет за собой изменение требований к педагогам.

Педагог является одним из важнейших источников передачи социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие учителя есть необходимое условие успешности ученика. Именно от его профессиональной компетентности, личностных качеств, уровня культуры зависит станет ли познавательная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей. Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности. Под профессиональной педагогической компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Понятие «Педагогическая компетентность».

Ряд авторов выделяет 4 вида профессиональной компетентности:
- Функциональная характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать.
- Интеллектуальная она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей.
- Ситуативная позволяющая действовать в соответствии с ситуацией.
- Социальная предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.

Окончательно в теории профессиональную компетенцию педагога разделили на следующие компетенции:

Предметно-методологическая компетенция

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетенция

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетенция в области валеологии образовательного процесса

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного процесса для детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Коммуникативная компетенция

Практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик».

Компетенция в области управления системой «учитель-ученик»:

Владеет управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умеет проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать, и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса)
Компетенция в области управления трансляцией собственного опыта

Способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах)

Компетенция в области управления исследовательской деятельностью\

Умение спланировать, организовывать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций

Компетенция в области управления ростом компетентности (акмеологическая компетентность)

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит развитие общества.

(учителя заполняют карточки с ответами на вопрос «Какими качествами должен обладать учитель?»)

Учитель-профессионал должен обладать следующими качествами: способностью быстро восстанавливать силы, справедливостью, сдержанностью, способностью сохранять эмоциональный тонус, быстрой адекватной реакцией, требовательностью, выдержкой, адекватной самооценкой, уравновешенностью и собранностью, профессиональной работоспособностью, способностью к целесообразному экспромту, готовностью к самообразованию.

3.     Мастерская. Творческое задание для групп: разрешить педагогические ситуации: 

Ситуация 1

Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.

Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого.

не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.

В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Ситуация 2

Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.

Необходимо выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …

И сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.

Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.

Ситуация 3

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.

Причина ясна – усталость детей.

Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.

Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

Ситуация 4

В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют.

Причина драки ясна: один ученик обозвал другого.

Необходимо немедленно прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь.

Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.

Ситуация 5

         Сцена в учительской.

Мама ученика атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он говорит, что учил – я ему верю, он мне никогда не врет,  я знаю , Вы его не взлюбили за то, что что правду сказал: что у Вас любимчики есть»

Учительница: «Но он не учил, не знал даже самого элементарного…»

Мама: Я официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду к директору.

Ситуация 6.

Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол, швыряет учебники или устраивает истерику. Это повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок невозможно продолжать. Как купировать сложившуюся ситуацию? Какими путями можно было избежать такой ситуации?

4. Игровой ученический проект.  «Каким вы видите учителя-профессионала?» Учащимся были предложены следующие вопросы: с кем ассоциируется у вас понятие «учитель-профессионал», выделите качества, которые, по вашему мнению, должны быть присущи такому учителю, как должен учитель повышать свой профессиональный уровень?
Результаты проведённого опроса представлены в видеопрезентации. Среди качеств, которыми должен владеть учитель-профессионал, ребята указали коммуникативность, находчивость, отзывчивость, строгость, справедливость, знание предмета, ответственность, внимание, мудрость, аккуратность, надёжность, понимание, доверие, доброту, честность. Как отметили девятиклассники, «задача учителя не в том, чтобы дать максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к их самостоятельному поиску, умению пользоваться этими знаниями».

5. Pазвитие профессиональной педагогической компетентности

Выделяются 4 стадии, характеризующие процесс определения профессионального мастерства педагога.
Первая стадия – бессознательная некомпетентность
У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
Когда человек осознаёт недостаток знаний, умений, навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию.
Вторая стадия - сознательная некомпетентность
Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков.   Здесь возможны два исхода:
а) конструктивный, который означает осознание педагогом своей профессиональной некомпетентности и способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений, навыков.
б) деструктивный исход приводит к возникновению чувства неуверенности в своих силах, психологическому дискомфорту, повышенной тревожности, которые мешают дальнейшему профессиональному обучению.
Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).
Третья стадия - сознательная компетентность
Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять.   Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).
Четвёртая стадия - бессознательная компетентность
Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства педагога (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Именно поэтому, свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Об уроке учителя говорят: «Театр одного актёра». Об учителе - мастере можно сказать иначе: «Его урок - это работа актёрского ансамбля, где каждый имеет права и надобность в самовыражении, каждый - действующее лицо. Ученики - действующие лица, и повести их за собой - большое искусство».

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование информационных компьютерных технологий.
            В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием. Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

6. Обсуждение проекта решения педсовета, путей реализации решений. Принятие решения педсовета.

Педагогам школы совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов через результативное участие в педагогических конкурсах и методических мероприятиях.

Срок исполнения: постоянно.

Учителям начальных классов Ефимченко Е.В., Бевз И.И. принять участие в методическом марафоне «Обучаем взрослых: использование интерактивных методов и форм обучения в методической работе с педагогами»

Срок исполнения: апрель-июнь 2020 года.

Руководителям методических объединений славянской филологии Гончаровой И.А. и учителей иностранного языка Щемелевой И.Н. принять участие в республиканской сетевой методической мастерской «Современные подходы к организации методической работы»

Срок исполнения: апрель-декабрь 2020 года.

Педагогам, имеющим первую и высшую квалификационную категорию транслировать передовой педагогический опыт через публикации в научно-методических изданиях, участие в мастер-классах, форумах и фестивалях различного уровня.

Срок исполнения: апрель 2020 и далее постоянно.

7. Рефлексия: оценка проведённой работы.
У каждого педагога на символе-сердечке написано слово «спасибо». Словом-наречием оценивают значимость педсовета
1. Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего педсовета:
С – СЛАЖЕННО
П – ПОЛЕЗНО
А – АКТУАЛЬНО
С – СОВРЕМЕННО
И – ИНТЕРЕСНО
Б – БЛЕСТЯЩЕ
О – ОРИГИНАЛЬНО
2. Выберите листочек-цвет по ассоциации с настроением. По окончании педсовета «собираем плоды»: на яблоньку-рисунок вешаем яблочки:
жёлтое, если разговор был непродуктивным;
красное, если разговор был интересным, полезным;
зелёное, если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на педсовете. Поделиться

8. Заключительное слово – напутствие.

Притча о мастере
Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, сопилка и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше всех играет? Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать своё мастерство. Чем больше старался каждый, тем ужаснее выходила мелодия. Но появился человек и одним взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия – это одно целое. Пусть каждый прислушается к другому и увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой и сначала несмело, а потом всё лучше и лучше зазвучала мелодия, в которой были слышны печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, нежность сопилки, величие контрабаса. Инструменты играли, а мелодия всё звучала и звучала, объединяя звуки в одно целое
Такими мастерами, уважаемые коллеги, мы с вами и являемся, а инструментами – наши дети. И достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены единой целью. И хотим мы с вами или нет, но мы – педагоги нового столетия, и будем работать так, чтобы учение было эффективным и плодотворным.