Принципы здоровьесберегающей педагогики

1. Принцип ненанесения вреда
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
3. Принцип триединого представления о здоровье
4. Принцип непрерывности и преемственности
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя
9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
11. Приоритет активных методов обучения
12. Принцип сочетания  охранительной и тренирующей стратегий
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
14. Принцип отсроченного результата
15. Принцип контроля за результатами

Проблема предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»)

На внутришкольном уровне организационные аспекты включают обеспечение классов учебной мебелью, подходящей учащимся по росту: функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки; оборудование учебных помещений плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажей. В планы уроков включается методика построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов». Для динамизации в ходе урока рабочей позы учащихся (стоя – сидя) классы оборудуются несколькими настольными конторками, регулируемыми по росту. Каждый учитель должен знать, кто из его учеников входит в группу риска, нуждается в коррекции осанки и зрения.

Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматриваются:

1. ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;
2. активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);
3. обеспечение соответствия мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся;
4. контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; в младших классах не менее 2 раза в год – обмен учащихся местами;
5. правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;
6. правильная организация режима учебных занятий;
7. ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для  домашних заданий);
8. полноценное питание, сбалансированное по солевому составу.

Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматриваются:

1. рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки; чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз), минуты тишины с закрытыми глазами;
2. питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);
3. правильное использование технических (видеоэкранных) средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 метров, длительность просмотра передач – 15-20 минут, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам;
4. использование только допущенных Министерством образования школьных учебников;
5. контроль за гигиеной чтения школьников: шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов, неотрывное чтение – не более 3-7 минут (1-2 классы); 7-15 минут (3-4 классы); 20-25 минут (5-10 классы); расстояние от глаз до текста для младших школьников – 24 см, для средних и старших – 29 см, исключение чтения в положении “лежа”;
6. рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома;
7. ежедневное пребывание на воздухе – не менее 2-3 часов;
8. при определении школьника в группу для занятий физкультурой учитывается состояние его зрения.

При оздоровлении детей с выраженными отклонениями состояния здоровья решается вопрос об их переводе в специализированные школы, где учащиеся занимаются от полугода до одного года и более. Летнее время такие дети должны проводить в пионерских лагерях санаторного типа для школьников с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, функциональными расстройствами нервной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Эффективность оздоровления детей зависит от преемственности в работе врача, педагога, родителей. Педагоги и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-оздоровительных и гигиенических назначениях школьникам, но и обеспечивать выполнение их каждодневно в школе и дома.

Воспитательные аспекты связаны с задачей формирования у школьников привычки заботиться о своей осанке, зрении; носить вещи только в ранце; регулярно, в школе и дома, выполнять специальные, индивидуально подобранные комплексы упражнений. Вместе с тем важно не допустить возникновения у школьника комплекса неполноценности или потребительской установки во взаимоотношениях с другими людьми (“Все должны мне помогать!”). Поэтому ориентир воспитательной работы – формирование у школьников чувства личной ответственности за свое здоровье и его дальнейшие изменения.

Учебно-информационные аспекты проблемы решаются  путем включения в содержание школьных учебных предметов задач, примеров, упражнений, связанных с тематикой здоровья, в частности гигиеной зрения, опорно-двигательного аппарата. Тогда ежедневные практические занятия окажутся подкрепленными научно-методическими обоснованиями, что усилит эффективность их воздействия, особенно для подростков с рациональным складом личности.

С кадровыми аспектами связано знание всеми педагогами школы специфики работы с детьми, имеющими соответствующие формы нарушений, вменение им в обязанность следить на уроке за позой, осанкой школьников, соблюдением оптимального расстояния глаз от листа с текстом. Особое внимание необходимо уделять работе атких подростков за компьютером.

На внешкольном уровне в задачу школы входит информирование родителей учащихся о выявленных у их детей нарушениях и предоставление рекомендаций о том, как они должны следить за детьми дома. В рамках “родительского университета” могут быть организованы занятия по обучению родителей технике массажа своего ребенка, тренировке с использованием офтальмотренажера и т.п.

Для мониторинга могут быть использованы данные школьного врача и анкеты.

Состояния соматического дискомфорта

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников не резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками.

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобных состояниях, необходимо интенсифицировать работу медицинского кабинета, провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования.